Сергей Жарков, Юрист
Юрист
Репутация 1731
09.07.2016

Начальник и подчиненный: противостояние или партнерство?

В прошлый раз мы говорили о построении взаимоотношений с коллегами по работе. Но гораздо сложнее построить нужные вам отношения с начальством – здесь одних профессиональных качеств недостаточно: даже если вы классный специалист, вам придется быть одновременно и стратегом, и психологом, и дипломатом.


Выстроить четкую и недвусмысленную линию поведения с начальством необходимо, если вы планируете задержаться в компании надолго и сделать в ней карьеру. Задача усложняется пропорционально тому, сколько начальников в компании. Нередко это целая пирамида, на вершине которой гордо восседает босс – от руководителей подразделений и отделов до многочисленных замов генерального директора. Как не запутаться в этой иерархии и не прослыть при этом ни строптивцем, ни подхалимом, ни «мальчиком (девочкой) для битья»?


Что говорят на этот счет психологи?

Важно всегда помнить, что любой начальник, в первую очередь, заинтересован в хороших специалистах. Если вы один из них – замечательно. Если же нет – принимайте замечания руководства в свой адрес не как личное оскорбление, а как стимул для совершенствования своих профессиональных навыков.

Еще при собеседовании следует четко согласовать с начальством свои должностные обязанности и в дальнейшем зафиксировать их в трудовом договоре – так вы избежите лишней рабочей нагрузки. Но и здесь есть свои исключения: если шеф вас попросит (именно попросит, а не потребует) выполнить работу, не входящую в круг ваших обязанностей, отказаться – значит, обострить отношения, а это вам ни к чему. Естественно, соглашаться нужно, когда эти просьбы носят одноразовый характер и каким-то образом стимулируются: например, премией, отгулом или увеличением отпуска. В противном случае есть риск посадить нерадивого начальника на свою шею.

Не бойтесь активно отстаивать свою точку зрения в рабочих вопросах, причем делайте это аргументированно, без эмоций. Адекватный начальник поймет, что вы делаете это не из желания поспорить, а исключительно в интересах общего дела. И поверьте, он обязательно оценит ваше умение неординарно мыслить и убедительно доказывать свою позицию – а это уже первая ступенька в карьерной лестнице.

Соблюдайте субординацию. Даже если начальник значительно младше вас, не стоит подчеркивать, что вы старше и опытнее – это и так очевидно, а вот упоминание об этом, особенно прилюдно, может повредить вашей дальнейшей карьере. Но не стоит впадать и в другую крайность – подобострастие, лучше держаться с начальством хоть и почтительно, но все же сохраняя достоинство.

Никогда, даже в самом жарком споре, не переходите на личности. Впрочем, этот совет касается не только отношений с начальством – с коллегами это также недопустимо.

Грамотно выстроенные отношения с начальством потребуют от вас определенных усилий, но, согласитесь, они стоят того, чтобы прослыть в глазах руководства серьезным и перспективным специалистом, достойным уважения и карьерного роста.


«Своя рука – владыка»

Казалось бы, чего проще, заступая на руководящую должность, создать свой собственный стиль отношений с подчиненными? Оказывается, это просто лишь на первый взгляд: каким бы замечательным профессионалом ни был начальник, этого мало, чтобы оказаться хорошим руководителем – без знаний в таких областях, как психология, этика, социология, вам не обойтись. Причем, каким бы ни был ваш стиль руководства, лояльным или авторитарным – угодить на всех у вас все равно не получится. Да и надо ли? Если вы сумеете грамотно сбалансировать интересы бизнеса и интересы ваших сотрудников – можете считать, что вы идеальный руководитель.

И еще один важный вопрос, который волнует многих владельцев компаний: стоит ли брать на работу родственников и друзей? Эта дилемма выглядит палкой о двух концах: с одной стороны, близким людям можно доверить ответственную работу – например, ведение бухгалтерии, организацию снабжения или сбыта; с другой стороны, с родственника или друга и не спросишь по полной программе – срабатывают личные отношения. Итоги такой «семейственности» за редким исключением бывают предсказуемыми: поначалу компания начинает резко процветать, а затем, в результате взаимных обид и претензий, постепенно приходит в упадок и, наконец, полностью разваливается.



«Там, где начинаются должностные обязанности – заканчивается дружба»

В этом твердо уверены европейцы. Для них работа и личная жизнь – это две абсолютно разные сферы, поэтому им кажется непостижимым, как в России на одном предприятии могут бок о бок работать муж с женой, брат с братом или отец с сыном. У нас же, наоборот, семейные подряды и династии приветствуются еще с советских времен. Однако сегодня большинство наших соотечественников все чаще отказываются от советских стереотипов, особенно, если речь идет об отношениях «начальник – подчиненный». И практика показывает, что не зря: в формулах «работа = семья» и «работа = друзья» практически нет общего знаменателя, ибо в результате страдает и работа, и семья, и дружба. Как сказал один харизматичный телеперсонаж: «Я даже параллель не провожу между людьми из жизни и людьми с работы». Именно по этому принципу работают все преуспевающие компании и в России, и за границей. Правда, есть исключения: артистические династии, музыкальные коллективы, где теплые семейные или дружеские отношения помогают создавать настоящие шедевры, но они лишь подтверждают общее правило.

  • Войков Павел Алексеевич, Банковская безопасность

    Из своего десятилетнего опыта работы начальником могу добавить, что правильно выстроенные отношения между руководителем и подчинёнными - это половина (а иногда и больше) успеха работы всего подразделения.

    1