Сергей Жарков, Юрист
Юрист
Репутация 1731
07.07.2016

Коллеги: друзья или конкуренты?

Так уж складывается жизнь современного человека, что большую часть времени он проводит на работе. И чтобы чувствовать себя на рабочем месте комфортно, хочешь-не хочешь, приходится либо подстраиваться под большинство, либо подстраивать его под себя – третьего не дано: сохранить нейтралитет в рабочем коллективе практически невозможно. Более того, если вы пришли в компанию всерьез и надолго и мечтаете об успешной карьере, построение правильных отношений с коллегами, начальством и подчиненными – это целое искусство, которым вы просто обязаны овладеть.



Вопрос взаимоотношений на работе – один из самых сложных, недаром ему посвящены десятки исследований, сотни диссертаций и других научных работ. Но мы не будем углубляться в научные дебри, а рассмотрим самые распространенные модели отношений в коллективе, их плюсы и минусы – возможно, одна из них подойдет именно вам.


Как построить взаимоотношения с коллегами в новом коллективе

«Встречают по одежке – провожают по уму». Эта народная мудрость особенно актуальна при появлении в новом коллективе – особенно если коллектив женский. Каким бы замечательным специалистом вы себя ни показали в дальнейшем, первое впечатление обязательно наложит свой отпечаток. Образ серой мышки, впрочем, как и образ супер-секси одинаково неуместны при первом знакомстве с будущими коллегами.

Но не только внешность создает первое впечатление: часто открытая, доброжелательная улыбка и приветливая манера общения буквально через пару минут делают новичка «своим в доску». Однако здесь важно не переборщить с панибратством: имидж «рубахи-парня», равно как и демонстративное отчуждение сослужит вам плохую службу в налаживании отношений с коллегами, рядом с которыми вам придется находиться чаще, чем с родными или друзьями. Значит, необходимо найти некую золотую середину. Но как?

Вот что советуют по этому поводу психологи, занимающиеся исследованиями в области корпоративных отношений:

  • «Не спешите говорить о себе. Разговор о вас начнется, как только вы уйдете». Новый человек в коллективе всегда интересен, поэтому будьте готовы к расспросам коллег о том, где вы учились или работали до этого, с кем живете, чем занимаетесь в свободное время и т. п. Эти вопросы в той или иной форме вам зададут обязательно, поэтому ответы на них лучше продумать заранее. И даже если вам по каким-то причинам не хочется отвечать на них правдиво, все же лучше избегать лжи, а ответить в общих чертах. Ложь рано или поздно обнаружится, а клеймо обманщика останется с вами навсегда. И как с такой характеристикой строить карьеру?
  • «Злой язык страшнее пистолета». Не стоит в общении с новыми коллегами отрицательно отзываться о прежних, даже если вы с ними расстались далеко не дружелюбно – это охарактеризует вас как неуживчивого скандалиста. Разумеется, после таких откровений теплого отношения в новом коллективе ждать не придется.
  • «Не выносите сор из избы». Не стоит рассказывать на работе о своих личных или семейных проблемах – имидж неудачника вам ни к чему. К тому же помочь в таких вопросах коллеги вам не смогут, а значит, и откровенничать с ними о своих неурядицах – пустое дело.
  • «Когда в работе успех, и перекур – не грех». Искренне интересуйтесь, чем живет коллектив помимо работы, как отмечает праздники, есть ли здесь свои корпоративные традиции и выразите готовность их поддержать. Люди, работающие в компании длительное время, воспринимают жизнь коллектива как часть своей собственной – им наверняка понравится ваш неподдельный интерес. Да и вы при таком подходе быстрее адаптируетесь на новом месте.
  • «Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас». Не поддавайтесь на возможные провокации. Они могут выражаться по-разному: в желании конфликтующих сторон (если таковые в данный момент имеются) перетянуть вас на свою сторону, в попытках очернить начальство и услышать вашу поддержку или в стремлении взвалить на новичка свои должностные обязанности и понаблюдать за реакцией. Все эти провокационные попытки лучше вежливо, но категорично пресечь. Хотя в первый момент вам может показаться, что, поддержав таким образом коллег, вы завоюете их уважение – результат будет полностью противоположным: среди коллег вы прослывете сплетником.

Как видите, правил немного, и следовать им несложно, однако в результате подобной линии поведения новый коллектив примет вас так, как вы того заслуживаете.



Кто же они, наши коллеги: друзья или конкуренты?

Не друзья, не родственники – и уж конечно, не враги. А если и конкуренты, то в хорошем смысле, так как помогают нам в профессиональном развитии, не давая топтаться на месте. Наши коллеги – это люди, с которыми мы делаем одно общее дело, вместе профессионально растем и развиваемся. Иногда они помогают нам строить карьеру, иногда, наоборот, мешают. Рядом с ними мы проводим дни, месяцы, а то и целые годы. Мы многому учимся у них, а они у нас – и не только в профессиональном плане. Вместе мы разгребаем завалы в работе, пьем чай, веселимся на корпоративах. И хотя мы многое друг о друге знаем, наши отношения близкими не назовешь. Но вот парадокс: почему же, сменив работу, мы часто скучаем по своим бывшим сослуживцам? Видимо, нас все-таки связывают какие-то невидимые узы: не родственные и не дружеские – а просто человеческие.