Екатерина Климина, лингвист, предприниматель
лингвист, предприниматель
Репутация 1611
29.06.2016

Ведение переговоров

Переговоры - слово, которое чаще всего употребляется в деловой сфере. Однако, умение договариваться может пригодиться не только в бизнесе, но и в семье, в работе по найму и в обычной повседневной жизни. К сожалению, этим навыкам не учат в школе, а ведь искусство ведения переговоров поможет добиться результатов в различных сферах жизни, повысить самооценку и сделать человека немного счастливее. Навыки правильной психологически конструктивной коммуникации с другими людьми пойдут на пользу любому независимо от того, чем он занимается.

Мой тип личности закрытый, я в принципе не очень люблю общаться с людьми, но только начав свой бизнес, я поняла, что общаться имеет смысл учиться. После проведения большого количества встреч оказалось, что я не любила общаться с людьми, потому что просто не умела. Сейчас я уверена, что умение общаться с людьми имеет массу преимуществ:

1. В процессе практики ведения переговоров растет уровень личности.

В процессе общения с большим количеством людей, результатом которого должен быть конкретный результат, начинаешь понимать, что имеет смысл в себе изменить, чтобы быть более эффективным и конструктивным, так как на первых порах добиться результата не получается. Но все приходит с опытом.

2. Повышается самооценка.

Когда появляются первые результаты, начинаешь собой гордится. А ведь лучший способ повысить самооценку, как мы уже говорили, это иметь результат с собственных действий и видеть прогрессивное развитие своих навыков, т.е. постепенную самореализацию.

3. Налаживаются различные сферы жизни.

Умение грамотно общаться со своей второй половиной, детьми, близкими позволяет наладить отношения в семье, свести к минимуму конфликты. На работе грамотный подход к сотрудникам, начальству и клиентам позволяет продвинуться по карьерной лестнице, повысить свой доход. А в бизнесе навык ведения переговоров просто незаменим. Сам бизнес по своей сути является ведением переговоров в чистом виде с персоналом, регулирующими организациями, партнерами и, конечно, клиентами.

По этой теме мне приходилось изучать множество книг и аудиоматериалов. Исходя из них и основываясь на личном опыте, могу выделить 5 основных принципов искусства ведения переговоров.

1. Цель.

Всегда когда нужно с кем-то договориться, нужно понимать до чего конкретно имеет смысл договариваться. При этом важно понимать последствия того, о чем стороны договорятся. По опыту могу сказать, что имеет смысл приберечь запасную цель-минимум, но стремиться к цели-идеалу. До тех пор, пока цель-минимум не достигнута, переговоры не окончены. Например, в семье при урегулировании конфликтов важно понимать к чему супруги или родители хотят прийти, какие действия они хотят получить от противоположной стороны. Зачастую многие довольствуются самим процессом переговоров, не имея конкретной цели. Такие переговоры обречены, у них просто не может быть результата, за исключением тех случаев, когда их целью является практика. Тогда получается цель все-таки есть.))) И кстати, практиковаться лучше, когда понятно, какой результат от разговора хочешь получить.

2. Честность и открытость.

Эффективность переговоров во многом зависит от искренности сторон, а также от того, насколько раскрыты намерения каждой стороны. Особенно это касается конфликтных ситуаций. Кроме того, важно понимать, что разные типы личности по-разному воспринимают одни и те же слова. То что одни произносят с заботой, другими воспринимается как агрессия, контроль и давление. Поэтому очень важно раскрывать свои намерения и цели перед другой стороной, чтобы информация воспринималась правильно.

3. Отношения.

Если в процессе переговоров мы пытаемся любой ценой добиться результата, который важен для нас, считая что это будет благом и для других, то мы занимаемся манипуляцией. Что недопустимо при конструктивном общении. Мы не можем решать за других, что им действительно нужно. Важно при ведение переговоров построить отношения с людьми, основанные на любви, как бы это высокопарно не звучало. Только в этом случае мы можем надеяться на конструктивность и результативность данных переговоров. Очень здорово это показано в фильме "Переговорщик". Рекомендую!)

4. Взаимная выгода.

Благо, достигнутое в результате переговоров, лишь для одной стороны вряд ли можно назвать эффективным результатами переговоров. Скорее всего такие переговоры свидетельствуют о применении манипуляций. Более конструктивным общение будет, если вы сможете найти благо противоположной стороны, достижение которого принесет благо и вам. Умение найти в выгодном для себя исходе дел выгоду для другой стороны, по сути, и является искусством.

5. Практика.

Самый эффективный способ научиться договариваться - это пытаться договариваться на практике. Чем больше сделано попыток, тем эффективнее вы, тем искуснее то, как вы это делаете. Ваша 10я попытка будет лучше первой, но 100я будет точно лучше 10й, а 1000я лучше сотой. Дерзайте! Успехов!

P.S. Самое лучше место практиковаться договариваться - это собственный бизнес. Быстрее учишься!)

  • Войков Павел Алексеевич, Банковская безопасность

    Абсолютно согласен с тем, что умение вести переговоры помогает во всех сферах жизни. Если несколько лет назад я старался всегда твёрдо отстаивать свою точку зрения, то по мере накопления опыта начал понимать, что зачастую можно извлечь выгоду и из противоположной позиции, если на неё взглянуть конструктивно. К тому же, при этом сам остаёшься более спокойным, не мотаешь зря нервы себе и оппоненту. Это очень помогает во всём.
    И, кстати, ещё один способ получения практических навыков ведения переговоров, хоть и не самый простой, но весьма эффективный - публичные выступления, подразумевающие не только ваш монолог, но и ответы на вопросы аудитории.

    1

    Эта запись ушла и больше не вернётся.

    Екатерина Климина, лингвист, предприниматель

    Ой спасибо большое за отличный личный пример, у Вас прямо по Карнеги!)
    И насчет личных выступлений согласна. С аудиторией работать намного сложнее, но учишься быстрее.

    0
    Войков Павел Алексеевич, Банковская безопасность

    Не знаю, насколько это верно, но я где-то читал, что Дейл Карнеги умер в полном одиночестве...
    А я познакомился с его нашумевшей книгой где-то в 1985 или в 1986 году. У моего одногруппника мама работала преподавателем русского языка за границей (в разных странах) и имела доступ к подобной литературе, которой не было ни в продаже, ни в обычных библиотеках. Мы собирались у него дома и читали. Это был шок! Но попытки использовать на практике его советы далеко не всегда, да что там говорить, по большей части, не приносили желаемого результата. Причина, возможно, в менталитете и моральных принципах советских людей или из-за нашей неопытности в силу возраста, но после этого в более зрелом возрасте, когда она появилась на всех прилавках, я уже к ней не возвращался. Возможно зря...

    1
  • Паршин Алексей Викторович, Руководитель проектов

    Я всю жизнь был переговорщиком. Как можно обойтись без манипуляций, если на переговорах все вокруг пытаются манипулировать тобой - руководство, коллеги, подрядчики, клиенты, даже переводчики? НЛП в помощь, тем более лингвисту ;-)

    1
    Екатерина Климина, лингвист, предприниматель

    Согласна с Вами, что в ответ на манипуляции без манипуляций сложно обойтись. Думаю, что построение отношений просто сможет, так сказать, увеличить долгосрочность договоренностей. У меня, по крайней мере, в практике не случалось построить иметь достаточно долгого плодотворного сотрудничества на основе чисто манипуляций ни в бизнесе, ни в семье.
    НЛП, да. Спасибо за совет! Огромный неизученный мною еще пласт в помощь всем кто ведет переговоры! Главное, чтобы не надеяться на НЛП как на волшебную палочку или халявный способ.)) Все равно стоит становиться профессионалом и использовать НЛП как один из инструментов.

    1