Екатерина Климина, лингвист, предприниматель
лингвист, предприниматель
Репутация 1611
12.07.2016

Последовательность и посвященность

Довести большое дело до результата нам помогает последовательность, т.е. умение делать определенные действия достаточное количество раз. Сохранять последовательность помогает посвященность, другими словами преданность делу. А что позволяет сохранять посвященность?

Последовательность

Последовательность - это сохранение дисциплины в период времени, достаточный для достижения результата. Если дисциплина - это умение заставить себя сейчас, то последовательность - это умение заставлять себя достаточно долго. И если мотивация способна повлиять на нашу дисциплину, то на нашу последовательность ее влияние достаточно слабое. Для сохранения мотивации на протяжении длительного отрезка времени тоже нужна последовательность в совершении ряда действий.

Возьмем простой пример. Допустим, мне надоел мой висящий живот, захотелось его подтянуть. Надо качать пресс. Не самое приятное занятие. Предположим, я одела какое-то платье, в котором такой живот особенно выделяется. Уровень моей мотивации повысился. Я начала качать пресс. День качаю: начинает все болеть, - второй качаю: мало того, что тяжело, так еще и больно, - третий качаю: еще сложнее, - наступает четвертый: сутра надо куда-то бежать, решаю, что покачаю вечером, вечером забываю... Все! Привычка выработаться не успела. Мотивации хватило на несколько дней. Последовательность сохранить не удалось.

Конечно, уровень мотивации бывает разный, и возможны случаи, когда уровень мотивации достаточно высок, чтобы сохранять дисциплину 90 дней для выработки и закрепления привычки, но если вопрос касается действительно напряженных действий в течение долгих лет, то одной мотивации для последовательности недостаточно.

Посвященность

Это механический процесс выработки и поддержания ряда привычек, позволяющих поддерживать должный уровень мотивации и сохранять достаточную последовательность для доведения дела до результата.

Типичный пример посвященности - это ВУЗ. В отличие от школы, ВУЗ заканчивать необязательно, но многие из нас на протяжении нескольких лет вырабатывают ряд привычек и поддерживают их. Например, посещают это заведение, слушают лекции, пишут курсовые, сдают зачеты, т.е. делают ряд необходимых действий для того, чтобы получить диплом, хотя внешней мотивации со стороны родителей уже такой как в школе, нет. Что заставляет нас заканчивать ВУЗ?

Как стать посвященным?

Сохранять посвященность, т.е. преданность данному делу позволяют некоторые наши установки, вытекающие одна из другой:

1. Приоритетная цель.

Мой наставник всегда говорит, что приоритетная цель в один промежуток времени всегда одна. Под приоритетной целью подразумевается та, в пользу которой решаются любые проблемы. В качестве примера он приводит, например, окончание ВУЗа и рождение ребенка. Что-то одно будет в приоритете. Ясно, что можно в один год ВУЗ как-то закончить и ребенка родить, но одной из этих целей внимания все равно будет уделено больше. Что делает ту или иную цель приоритетной?

2. Уровень веры.

То, во что мы больше верим, будет для нас приоритетным. "Это я смогу, с этим я справлюсь, это мне даст результат, который мне необходим именно сейчас," - такие мысли говорят в пользу приоритетной цели, которой мы уделяем бОльшее внимание. Что поддерживает уровень веры?

3. Убеждения.

С детства у нас закладываются программы и убеждения, которым мы следуем. Например, в случае с ВУЗом нам со школы говорят, что надо хорошо учиться, а то не сможешь поступить в ВУЗ, а если не получишь высшего образования, то не сможешь устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу. Родители, учителя в школе, в общем, все наше окружение приводят нам примеры, что без этого никак. Мы в это верим. Это становится нашим убеждением и дает нам высокий уровень веры.

4. Окружение.

Мы пришли к тому, что наши убеждения зависят от окружения. Получается, окружение формирует наши приоритетные цели. А значит, если мы хотим что-то изменить, нужно поменять окружение и источники влияния (об этом я писала в предыдущих постах).

Бывают, однако, сильные личности, которые идут против всего окружения, потому что имеют достаточное вИдение. Типичные примеры таких личностей в истории - это Галилей, Циолковский, Джобс.

5. Видение.

Мне очень нравится определение Збигнева Река: "Видение - ментальная картина того, что могло бы быть, усиленная страстью, что это должно быть." Существуют великие люди, уровень мышления которых развит настолько, что они имеют перспективное видение относительно того, как мир будет развиваться. Если нашему мышлению еще развиваться и развиваться, то видение мы можем получить, общаясь с такими людьми лично или опосредованно с помощью их книг.

Таким образом, быть посвященным делу нам позволяет видение, которое дает достаточный уровень веры в то, что данное дело приведет к нужным результатам и что это дело можно поставить в приоритет. Правильное видение, которое позволит прийти к выгодным нам успешным результатам, мы можем получить в достойном окружении от людей с развитым мышлением, которые помогут нам сформировать правильные убеждения.