Войков Павел Алексеевич, Банковская безопасность
Банковская безопасность
Репутация 1772
28.06.2016

Как не стать жертвой мошенников. Часть 16. Фальшивые отзывы.

Эта статья посвящена явлению, которое нельзя назвать мошенничеством как таковым. Но немало людей попадают в подобные ситуации, а потом не понимают, почему купленный ими товар или услуга не оправдали их ожиданий.

Вот где мы раньше, лет 30 назад, получали информацию о товаре? Захотел что-то купить или нужно что-то стало, вопрос о выборе практически не стоял. Главное – просто найти эту самую нужную вещь (или, чаще, «достать»). Будь то велосипед, посуда, мебельный гарнитур или ещё что. Нашёл? Хорошо! Вроде всё устраивает? Отлично! Денег хватает? Надо брать! По телевизору реклама если и шла, то либо того, что не найдешь в свободной продаже, либо того, на что копить долго надо. Ещё знакомых или соседей можно поспрашивать, которые уже купили эту вещь, и тогда уж сориентироваться, что же выбрать (опять же, если он был, этот самый выбор).

Потом пришло время появления множества самых разнообразных СМИ, а у кого-то даже появился доступ в Интернет. Информацию о товарах и услугах можно было черпать из них. Но затем этой самой информации стало слишком много, и её вал просто стал захлёстывать и ещё больше запутывать.

И вот настало время, когда люди снова вернулись к мнению пользователей. Т.е. перед тем, как сделать покупку, мы ориентируемся по цене, основным параметрам и что? Правильно, читаем отзывы!

Вот этим-то и начали активно пользоваться недобросовестные дельцы. Тут есть два пути:

  • Завалить положительными отзывами свой товар (услугу).
  • Обеспечить массовые негативные отзывы на аналогичный товар конкурентов.

Так как же отличить заказанные отзывы от реальных?

Стоит обратить внимание на дату отзывов (особенно если идёт акция на какой-то товар). В таких случаях наблюдается такая картина: до определённой даты их не было (ну, или были единичные), а перед акцией вдруг появилась масса хвалебных отзывов, убеждающих вас в том, что это супер товар. Явный признак заказного отзыва.

Да и просто появление большого количества отзывов (как положительных, так и отрицательных) в одном стиле в короткий промежуток времени тоже может свидетельствовать об их сфабрикованности.

Опять же посмотрите на содержание отзыва. В том плане, что можно попробовать его, что называется, «примерить» на другой товар. Получается? Этими же словами можно описать многие другие товары? Общие фразы без конкретики? Вероятнее всего отзыв заказан.

Ещё одним признаком фальшивого отзыва является полное отсутствие недостатков. Ну, вспомните. Вы сами бываете довольны абсолютно всем? Может товар и очень хорош, но кому-то не понравилась матовая поверхность, а другому, наоборот, глянцевая, вес одного и того же прибора для кого-то покажется слишком лёгким, для кого-то наоборот. И так везде и во всём. Конечно, не все укажут такие мелочи, но тогда и сам отзыв не будет напоминать хвалебную оду.

Теперь вот такой аспект. Обычные покупатели в большинстве своём не будут вдаваться в технические характеристики и сравнивать их с параметрами моделей других производителей. Как в лучшую, так и в худшую сторону. Пишут больше о том, сколько уже проработал прибор, удобно/не удобно пользоваться или что-то типа «упал, но не сломался» и т.п. А когда вместо этого отмечено, что «титановый корпус выдерживает падение с высоты до 100 метров», тут уж сам понимаете…

Отзывы на сайте производителя или продавца тоже зачастую строго модерируются и наполняются сотрудниками PR-отделов, поэтому надёжнее просматривать их на сторонних сайтах или тематических формах.

И такой момент заслуживает внимания: имя человека, написавшего отзыв. Точнее, ник. Зачастую проплаченные отзывы пишутся с использованием «нечеловеческих» ников, состоящих из набора букв или цифр. Вот когда вы пишите отзыв, вы будете так делать? То-то и оно.

Дальше. Попробуйте сами оставить отзыв. Не получается? Нет такой возможности на этом сайте? Тогда однозначно это не отзывы, а рекламная кампания.

Вот с негативными отзывами сложнее. Дело в том, что человек гораздо охотнее напишет отзыв подобного рода, это психология. Он возмущён, обижен и хочет хоть как-то отомстить тому, кто ему продал товар ненадлежащего качества. Поэтому отрицательных отзывов может быть больше.

Но и тут можно разобраться. Дело в том, что реальный негативный отзыв носит конкретный характер. Человек пишет о датах, месте покупки, как она происходила, что говорил продавец и т.д. Признаком подлинности может служить и ответ компании или магазина с разъяснениями. Если же просто написано, что «на следующий день сломался» или что-то подобное, то велика вероятность заказанного отзыва.

И всё это можно сказать не только о товарах, но и об услугах. Например, отзывы об отелях. Если вы видите, что отзыв не содержит дат, когда человек там был, каких-то примеров работы аниматоров, меню в ресторане и т.п., а просто написано в духе «Отель супер! Аниматоры профи! Ресторан улёт! Экскурсии отпад!», то вывод напрашивается сам собой.

Ну и ещё одно: при просмотре отзывов не ограничивайтесь одним источником. Их нужно искать на разных площадках и в тематических форумах.

Что ж, надеюсь, информация будет вам полезной и позволит более критично взглянуть на отзывы о заинтересовавшем вас товаре, и тем самым убережёт от покупки некачественного товара или услуги, а также вам не придётся переплачивать, поддавшись на восторженные, но далеко не правдивые отзывы.