Болычевский Михаил Константинович, инженер электро-энергетик
инженер электро-энергетик
Репутация 887
19.07.2016

​Счетчик электроэнергии – пора ль менять


Счетчик – тренд сегодняшнего дня. Их установкой, обслуживанием желает заниматься множество компаний. Как прорекламировать себя? Вопрос решается просто – веерной рассылкой уведомлений.

Забота о потребителе

Недавно обнаружил в почте извещение: проведите госповерку счетчика воды. Странно, думаю, смонтировали пару лет назад – уже поверка нужна? Позвонил. Оператор пояснила, что разослали уведомления, дабы жильцам было известно, кто занимается аттестацией.

Без всяких уведомлений, замечу обошлись энергетики, оставив записки: установите новые счетчики – телефон для справки такой-то. Хорошо, система знакома мне. Что делать обывателю? Некоторые начали менять, вызывать поверщиков на дом – такая услуга предлагалась тоже: забота о потребителе.

Как поверяют счетчики

Поясню специфику технологии поверки:

- снятый счетчик доставляется в поверочную лабораторию;

- однотипные приборы учета помещаются на соответствующий стенд;

- напряжение, токи регулируются спецсредствами;

- фиксируются расходы электроэнергии каждого счетчика в заданный промежуток времени;

- расходы сравниваются с образцовым счетчиком.

Понятно, что домашние поверки – абсурд.

Правильная реакция

Действуйте подобно солдату – получив «приказ» заменить/поверить счетчик, не спешите реализовывать требование организации, приславшей извещение. Откройте щиток и взгляните:

- класс точности вашего счетчика 2.0 – все прекрасно. Стоит цифра меньше «2» – еще лучше;

- счетчик выпущен пять лет назад – все нормально. Ведь межповерочный интервал достигает 12 лет. Откройте паспорт счетчика и уточните регламент поверки.

Замену счетчика, подчеркну, могут требовать энергетики, ведущие расчеты. Если показания передаются ЖСК, ЖЭУ, то этими конторами.

Меняйте без промедлений

Безусловной замене подлежат счетчики:

- потерявшие работоспособность: остановился диск или вращается рывками, разбито стекло или корпус, отгорели концы проводов, индикатор демонстрирует странные символы или погас, подмаргивает;

- превысившие эксплуатационный срок.

Кстати, бывает, что диск вращается, а цифровой барабан не реагирует.

Процедура замены

Обязательно уведомите продавца электроэнергии, что будете менять счетчик. Сообщите тип вновь устанавливаемого прибора. Обычно энергетики удовлетворяются любой модификацией. Им нужен класс точности и «пропускная способность» счетчика. Если прежний 10-амперный, например, устраивал вас, то новый, положим, 40-амперный вызовет противодействие энергосбыта. Мощное устройство выйдет за пределы «нормальной погрешности», не будет «чувствовать» маленький ток.

Демонтированный счетчик не выбрасывайте. Дождитесь прохождения нескольких оплат и опломбирования прибора энергетиками. Монтер, явившийся для опломбировки, может поинтересоваться показаниями старого счетчика. Постарайтесь также сохранит паспорт замененного прибора.

Как было раньше

Счетчики являлись собственностью энергетиков. Проводилась четкая техническая политика: все потребители обеспечивались однотипными приборами. Параметры счетчиков, узла учета определялись специальной службой энергосбыта. Требования к учету оговаривались ПУЭ и Правилами пользования электроэнергией. Установке нового учета предшествовало согласование с энергоснабжающий организацией.

Принятые счетчики передавались в собственность энергетикам. Последние четко отслеживали реальные погрешности учета, организовывали поверку на месте работы счетчика у промышленных потребителей. Физические лица уведомлялись о планируемой замене, согласовывали дату. Двухсторонним актом фиксировалась ситуации по замене. Вся процедура требовала присутствия двух человек: представителя потребителя и специалиста энергосбыта.

Что имели недавно

Избавив потребителя от «диктата» энергетиков, реформаторы сломали стройную систему эксплуатации учета. Появились фирмы, занимающиеся счетчиками. Они обслуживали интересы многочисленных продавцов, вводили в заблуждение потребителей. Чтобы, например, заменить счетчик, собиралось несметное число представителей:

- несколько специалистов от сетевых организаций. Ведь электроэнергия качается через линии разной принадлежности, все следят за потерями;

- специалисты главного поставщика и перепродавцов тоже включались в комиссию;

- инженеры владельца электроустановки, его лаборатории тоже обязаны были присутствовать.

Всех свозили собственные машины либо собирал транспорт заказчика. Назначить дату замены, стоило нервов – то один занят, то другой.

На чем остановилась реформа

Законодатели отработали новую систему. Заменой, установкой счетчиков озаботили поставщиков услуг. Последним предписано действовать следующим образом:

- сообщить потребителю удобный для поставщика услуги интервал времени;

- получить от потребителя конкретную дату.

Замечу, простое согласование таит множество подводных камней. Например, потребитель решил затянуть замену и игнорирует письма.

  • Татьяна Абакумова, экономист

    Сейчас посмотрю своей. Уведомления о замене на прошлой неделе бросили в почтовый ящик.

    1