Шишлова Светлана Николаевна, Учитель английского языка
Учитель английского языка
Репутация 1138
19.05.2016

Разновозрастное образование.

Российское образование консервативно и инертно. Годами обе стороны - учитель и ученик - страдают от недоработанных и напичканных материалом программ. Вносимые министерством изменения ситуацию не улучшают. Существуют методы обучения, проверенные веками, один из них - разновозрастное обучение. Оно использовалось всю сознательную историю человечества. Подмастерье учился у мастера, дочь у матери, младшие дети у старших, добиваясь хороших результатов. Но в системе образования метод обучения детей разных возрастов используется только в крайних случаях, например, если не хватает учеников или учителей.


Разновострастное обучение - это процесс, при котором группы состоят из учеников разных возрастов. Желательно, чтобы уровень умений и знаний по изучаемому предмету у таких детей был одинаков. Чаще всего разновозрастные группы собирают в сельских малокомплектных школах по причине недостатка как учащихся, так и учителей-предметников. В платных частных заведениях также вынуждены практиковать разновозрастное обучение при недостаточном наборе желающих.

Обучение в разновозрастных группах имеет свои плюсы и минусы.

В привычных одновозрастных классах вся система обучения построена на успеваемости. Каждый должен "успеть" понять, выучить, решить вместе со всем потоком. Заметьте, оцениваются при этом не способности и знания, а именно успеваемость. Если ребенок не справляется, его удаляют из данной группы - в класс послабее или на второй год. Отличающиеся в положительную сторону должны ждать остальных, или их тоже удаляют, но уже в гимназические классы.

Огромным минусом такой системы в условиях насыщенной материалом программы является бешеная спешка. При малейшем отклонении от программы вся система рассыпется. Поэтому так тяжело часто болеющим и пропускающим занятия детям. Наша система обучения похожа на поезд, который пытается успеть по расписанию на следующую станцию, а на вышедшие из строя вагоны (в нашем случае - неусвоившие материал дети) некому обратить внимание. Учителю-машинисту недосуг - у него свой график.

При разновозрастном обучении отстающие никуда не деваются, конечно. Но в таких группах дети учатся не только у учителя, но и у других детей. И психология, и педагогика признают, что любые навыки и умения ребенок лучше перенимает от того, кто ближе ему по возрасту. А старшие ученики повторяют пройденное, объясняя и помогая младшим, ведь повторение "просто так", для себя - это скучно.

Разновозрастное обучение - отличная школа жизни и общения. В таких группах младшие автоматически признают авторитет старших и тем более учителя. Доказанный практикой факт: в классе из детей разного возраста педагогов уважают беззаветно и ни за какие-то конкретные заслуги.

Среди учащихся разных возрастов не нужно никому доказывать кто лучше, каждый решает свою задачу по мере возможности. Нет нездоровой конкуренции и желания выделиться поступками, здесь каждый итак отличается от других.


В малокомплектных сельских школах это единственный способ организовать для детей настоящую разнородную среду для живого общения. Обучение в такой группе снижает ежедневное давление на ребенка из маленького деревенского класса, который на каждом уроке находится под пристальнейшим вниманием и в напряженном ожидании того, что именно его из имеющихся двух-трех учащихся сейчас вызовут отвечать.

Учащиеся в таких группах могут самостоятельно определять для себя задачу на сегодня. Изначально дети переоценивают свои силы, но уже через три-пять уроков каждый адекватно ставит перед собой посильную задачу.


Учить разновозрастных детей непросто. Это самая сложная задача, с которой я столкнулась за свою педагогическую практику. Свой опыт занятий с разновозрастными группами я опишу следующим постом, этот обзор получился самостоятельным и законченным.

Для того, чтобы перечисленные плюсы такой системы работали, нужно продумывать каждый урок до мелочей, ни один не должен скучать, и каждый должны понять и запомнить. Вы не найдете готовый план урока для такого класса или хотя бы методические рекомендации по теме, каждый урок - уникален. Те педагоги, которые не любят нововведений, нестандартных планов урока, отступлений от привычных программ, и главное, не умеют импровизировать, не смогут сделать такое обучение результативным.