Шишлова Светлана Николаевна, Учитель английского языка
Учитель английского языка
Репутация 1138
07.05.2016

Обучение иностранному языку в начальной школе - неизбежные трудности.

Уже несколько лет обучение иностранному языку в начальных школах нашей страны стало обязательным для большинства детей. Неравнодушные родители разбились на два лагеря: одни рады этому факту и стараются всячески помогать успехам своего чада, а другие возмущены и негодуют, как же их дитя осилит английский, если он ещё русского не знает!?


Статистика говорит о том, что несоизмеримо больше родителей придерживаются второго мнения, ребёнку рано учить язык во втором или, тем более, в первом классе. Педагогика и психология, наоборот, уверяют, что 5-8 лет - это идеальный возраст для усвоения иностранного языка, когда у ребёнка нет ещё языковых барьеров, незнакомая речь воспринимается и воспроизводится легко и осознанно.

Кто прав и насколько успешными носителями иностранного языка станут дети, начавшие его изучение с начальной школы, покажет только время. А пока можно выделить несколько препятствий и трудностей, с которыми неизбежно столкнутся родители и дети, в чью школьную программу уже на первых годах обучения вошёл иностранный, в частности английский язык.


  • Неоднородность классов. Каждый ребёнок обладает различной способностью к обучению, мотивацией, временем включения в работу, и на уроках английского эта разница видна как нигде больше, потому что самостоятельно выполнить задания на незнакомом языке ребята просто не могут, если не успели со всеми.
  • Различная степень подготовленности детей. Некоторые родители из того, первого лагеря, занимаются с детьми языками ещё до школы, водят их на кружки. В школе разница в уровне знаний превращается в пропасть. Некоторым деткам невыносимо скучно твердить "My name is ...", они и побольше о себе рассказать могут. Индивидуальному подходу мешает пункт первый-большая наполняемость классов.
  • Недостаточная база знаний по русскому языку. Во всех утверждённых комплектах учебников по иностранному языку материал по грамматике вводится раньше, чем будет изучена подобная тема по родному языку. Объяснить такой материал вдвое сложнее.
  • Помощь родителей. Её может не быть, если родители не изучали язык или не помнят его. Иногда наоборот, родители отлично знают язык и объясняют детям материал методически неправильно, чем сильно осложняют процесс обучения.
  • Физическое здоровье детей. Частые и длительные болезни в начальной школе приводят к большим пробелами в знаниях школьников. Специфика языка такова, что незнание нескольких правил или слов не позволит ребёнку пойти дальше в обучении.

Нюансов много, в этот список вошли наиболее глобальные, подходящие под все основные программы, используемые в наших школах. Возможно ли успешное обучение иностранным языкам в начальной школе при перечисленных факторах? Да, при условии, что учитель "горит" своей работой, пробует разные способы, переживает за результат и ищет правильный путь, школьное руководство позволяет идти этим путём, а дома ребёнку по мере возможности помогают родные.