Шишлова Светлана Николаевна, Учитель английского языка
Учитель английского языка
Репутация 1138
23.05.2016

Английский язык в малокомплектной школе.

Сельские малокомплектные школы... Целый педагогический феномен, неподдающийся классификациям, своеобразный "другой мир". Хочу поделиться опытом знакомства с таким микромиром, а также рассказать как можно научить английскому сразу всю малокомплектную школу за один урок в неделю.

Обучение в сельской малочисленной школе согласно современной педагогике имеет свои неоспоримые преимущества и недостатки как для детей, так и для педагогов. На практике они не так прозрачны, а некоторые прописные истины и вовсе неверны. Чтобы раскрыть свой взгляд на проблему, нужно рассказать небольшую предысторию.

В 40 километрах от одного из районных центров Касимовского района Рязанской области расположилось село с населением в двести человек. Три улицы, один продуктовый магазинишко, клуб и неполная средняя школа - вот и всё, что имеется из инфраструктуры. В школе обучалось на описываемый момент тридцать три человека, классов было восемь - по одному каждой ступени. На них приходилось три учителя, не разделявшихся на предметников и классных руководителей. По документации, конечно, каждый как-то назывался, но на деле учителя вели по нескольку предметов, заменяя друг друга по необходимости. Даже директор воспринимался абсолютно так же, как два других педагога.

Из языков в школе преподавали только немецкий. Но родители ребят переживали, что немецкий невостребован, а английский нужен везде, он открывает кучу возможностей, и требовали найти учителя. Ближе всех оказалась я. Эту школу на меня повесили в виде факультатива, отрядили мне водителя, который каждый понедельник на три часа увозил меня учить английскому ребят в этом селе, а потом возвращал обратно.

Для своих занятий я объединила:

  1. всю начальную ступень: с первого по четвертый классы;
  2. средние классы: с пятого по седьмой;
  3. старшие классы: восьмой и девятый.

Целый год понедельники я проводила исключительно в этой школе. И могу с уверенностью заявить: малокомплектная сельская школа - это другие дети, другая жизнь, другой уровень образования. Он не лучше и не хуже уровня в городских переполненных классах, он просто другой.

Явным преимуществом обучения в малокомплектном классе считается возможность индивидуального подхода. Это факт, чем меньше детей, тем больше внимания учителя должно доставаться каждому. Но это было бы правдой, если бы учителя в классе из двух человек работали бы с той же отдачей, что и с тридцатью детьми. А я наблюдала лишь то, что педагог работает вполсилы, или вообще заканчивает урок раньше.

Такой подход учителя сводит на нет и второе явное преимущество маленьких классов - много времени на индивидуальную работу, высокая активность каждого ученика. А вот на моих уроках была эта активность, и был индивидуальный подход. После недели работы в переполненных классах, в бешеном ритме, на этих уроках с пятью-шестью ребятами я отдыхала душой. И они воспринимали меня с теплотой и благодарностью, я для них была новым и интересным человеком.

В малокомплектных школах ученики подвергаются эмоциональным и психологическим перегрузкам - это действительно так. Каждый ученик на каждом уроке будет находиться под пристальным вниманием, по нескольку раз за урок отвечать на вопросы - это держит детей в постоянном напряжении и ведет к агрессивному поведению на переменах.

Дети в сельских малокомплектных школах ограничены, их круг интересов узок, им сложно развиваться. Годами они общаются лишь с несколькими знакомыми людьми. Когда я рассказывала типичные случаи из жизни большой школы, они не верили, стандартное поведение среднестатистического ребенка повергало их в шок. Детям из маленьких школ сложнее приспосабливаться к переменам в жизни.

Дети села добрее и отзывчивее. Наверно, из этого правила очень много исключений, но для меня эти ребята - эталон детской искренности, теплоты, доброты и доверчивости.

Организация уроков в малокомплектных разновозрастных группах, которые при этом изучали немецкий, но все на разном уровне знаний, невероятно сложна. Всего один час в неделю, всего один учебный год, а результатов добиться нужно обязательно. Я придерживалась следующей тактики:

Для начальной ступени обучения были поставлены цели:

  • выучить алфавит;
  • научиться читать открытый и закрытый слоги, некоторые дифтонги;
  • набрать максимальный лексический запас по базовым темам: цвета, цифры, животные, школьные принадлежности, погода, состояние человека, внешность и характер;
  • конструировать простые предложения.

Для каждого урока мы брали одну букву (не по порядку, а так, чтобы сразу учиться читать слоги и слова), несколько новых слов и конструкцию одной фразы. Отрабатывали вместе, попарно и индивидуально, затем прорабатывали в играх. Импровизировать приходилось постоянно, ни разу намеченный накануне план не выполнялся нами по пунктам.

Для средней и старшей ступени программу я наметила одинаковую (не хватало времени и сил на разные), только восьмые и девятые классы шли чуть быстрее и более углубленно изучали тему, охватывали больше лексики. Большим подспорьем оказалась имеющаяся неплохая база знаний по немецкому языку, ведь они во многом похожи.

Примерная схема наших уроков:

  • изучаем три буквы алфавита (не по порядку, а для удобства чтения);
  • учимся читать слова, написанные на доске (в каждый урок я включала новое правило чтения и его мы отрабатывали);
  • выбираем лексическую тему, например, одежда;
  • записываем слова по этой теме в словарь, а затем с их помощью составляем слова, общаемся, обсуждаем одежду друг друга, обыгрываем различные ситуации с изученной лексикой;
  • переводим стих или отрывок из песни, подобранные мной с учетом сегодняшней темы.

Сложности были в плане отсутствия раздаточных материалов, учебников, плакатов, таблиц. В качестве домашних заданий мне приходилось перепечатывать упражнения из учебников и привозить им несколько экземпляров. Из положительных моментов отмечу, что в хорошую погоду мы с удовольствием выходили на улицу и учили там лексику на тему домов, погоды и цветов.

Результат педагогического эксперимента (а ничем иным такое обучение нельзя назвать) наблюдали учителя этой школы и родители на последнем уроке. Ребята показали несколько миниатюр и сценок, рассказали о себе, прочитали стихи и описали погоду. Младшие бойко спели алфавит и рассказали о своих домашних питомцах. Я удовлетворена достигнутыми успехами.

Вопрос в том, останется ли немного вложенных знаний в этих добрых головах через пару-тройку лет, ведь факультатив мне оформили только на год, а больше с этими детьми никто не согласился заниматься. В любом случае, такой опыт был полезен и ребятам с ограниченным кругом общения и мне, как педагогу, окунувшемуся в другую жизнь, и искавшему пути обучения разновозрастных детей без готовых рекомендаций, планов и систем.