Зекирьянова Юлия Айратовна, учитель
учитель
Репутация 605
24.05.2016

Синонимическое лото

В середине учебного года или к его концу, в зависимости от подготовки учащихся, можно проводить игру синонимическое лото. Учащиеся получают большие картонные карточки размером в половину тетрадной страницы. Карточка разделена на 9 клеточек, в средней из которых написано слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), в остальных восьми ученик должен уложить найденные в «общем фонде» карточки с синонимами и антонимами. Чтобы облегчить работу ученика, в свободных клетках большой карточки пишутся буквы С (синоним) или А (антоним). Когда учитель проверяет правильность заполнения карточки, он одновременно предлагает дать определение, какие слова относятся к синонимам, какие к антонимам, сказать, какие из них вышли из употребления, какие устарели, какие носят оттенок торжественности, возвышенности, поэтической речи, какие употребляются в роли эпитетов и т.д.

Маленькие карточки с написанными на них словами раскладываются вперемешку на столе, но так, чтобы они были видны всем. У каждого из 10 играющих по одной большой карточке. Если допустить больше участников, соответственно нужно увеличить и количество карточек. Возьмем для примера слово смелый и подберем к нему нужное количество синонимов и антонимов, а затем проверим себя по разложенным нами словами, написанным на полосках. Я нарочно не даю их по гнездам: храбрый, героический, печаль, твердый, безмолвствовать, радость, прочный, мощный, прозрачно, мельком, настойчивость, туманный, четко, слабый, неглубоко, пурпурный, усердие, молчать, прилежание, сообщить, отчетливо, нерешительный, крепкий, рассказывать, здоровый, скорбь, кручина, добросовестность, слабый, тускло, содержательно, багряный, пунцовый, могучий, глубоко, малиновый, излагать, трусливый, отважный, рвение, здоровенный, определенность, несокрушимый, дерзкий, бесстрашный, дюжий, кое-как, хандра, сильный, исполнительность, бегло, немощный, хилый, отчасти, светло, багровый, передавать, решительный, мощный, неодолимый.

Такая проверка показывает, что более 10 карточек делать не следует, так как приходится выбирать из количества слов, чуть ли не в десять раз большего, чем нужно для выполнения данного задания.

Проводя игру дважды в год, учитель может сравнивать результаты развития речи учащихся в середине и в конце учебного года. Во время этой игры учитель должен объяснять редко употребляемые, малознакомые слова.

Это очень интересная, нужная игра и для развития речи, и для расширения кругозора учащихся. Она приучает бережно обращаться со словом, правильно его употреблять. Слова следует давать такие, чтобы к ним не очень трудно было подобрать антонимы и синонимы.

основная карточка