Зекирьянова Юлия Айратовна, учитель
учитель
Репутация 605
27.05.2016

Разрезное лото

Разрезное лото преследует те же цели, что и Грамматическое домино: закрепление, повторение, активизацию, разнообразие приемов.

Лото составляется на правила о правописании приставок и окончаний. Приставки же изучаются раньше суффиксов и окончаний, поэтому лото в дальнейшем может использоваться как задание на повторение для одной части класса, когда учитель занят с другими учащимися.

Лото состоит из некоторого количества слов, разрезанных на три (или две) части: приставка – корень – окончание. Однако при одинаковой ширине полоски рекомендуется (чтобы не путать при разборке) различная длина и расцветка частей слова, например:

Учитель заготавливает определенное количество средних карточек (корень), а крайних (приставки и окончания) – на 20-30% больше, чтобы, если один ученик неправильно положит карточку, иметь выбор. Но общее количество карточек (крайних и средних) не должно превышать 100 – 120.

Игра проводится следующим образом: на столе аккуратно, чтобы было видно всем играющим, раскладываются отдельно приставки и отдельно окончания. Это – общий фонд, которым может пользоваться любой. Каждому же играющему учитель или помогающий ему ученик раздает по 5 – 6 средних карточек. Все молча отыскивают нужные им приставки и окончания, складывают слова. Раньше всех выполнивший задание объясняет правописание каждого слова, а остальные слушают, поправляют, оценивают ответ товарища. При ответах желательно присутствие учителя или сильного ученика. Например, ученик сложил слово:

Теперь он должен объяснить правописание этого слова. Повторяется правило не только о правописании ъ после приставок на согласную перед гласными е, ё, ю, я, но и о спряжении глаголов. Учитель, проверив собранные каждым учеником карточки, дает задание письменно составить предложения на основе собранных слов, иногда предложив их изменить, расставить ударения, подобрать антонимы или синонимы, даже может попросить составить небольшой рассказ, взяв данные слова как опорные.

Лото к наречиям, где нельзя отрывать окончание, состоит из двух видов карточек: без черточки (слово пишется вместе или отдельно: пораньше, по двое) и с черточкой (по-прежнему). Играют учащиеся так: получают средние карточки, из общего фонда выбирают молча приставки, подставляют к слову, объясняют выбор, получают письменное задание. После учета проделанной работы узнают оценку. Привожу пример карточек с наречиями: