Зекирьянова Юлия Айратовна, учитель
учитель
Репутация 605
30.05.2016

Грамматический круг

Грамматический круг – специальная игра на правописание местоимений с частицами и предлогами. В игре может быть задействован как весь класс (тогда задание можно дать письменно), так и отдельные группы учеников, пока остальная часть класса выполняет другую работу. Во втором случае проведение игры требует присутствия учителя или сильного ученика, способного проконтролировать правильность ответов товарища. Задание размещается на картонном круге или плотной бумаге диаметром около 17 см. Наложенный на центр маленький кружок диаметром 5 см. вращается. Он может быть выполнен и из другого контрастного цвета. Такие круги могут быть у каждого ученика, но не менее одного на парту. Их, как и лото, легко сделать самим. Наиболее подготовленные ученики после объяснения принципа грамматического круга могут помочь в их изготовлении на факультативах или дополнительных занятиях.

Грамматический круг выглядит следующим образом:

На маленьком круге написана частица, местоимение или предлог. Отвечающий встает с места, и так, чтобы круг был виден классу, рассказывает, вращая малый круг, о правописании частиц, местоимений или предлога.

Учитель в продолжение изучения всей темы «Местоимение» может на каждом уроке спрашивать у учащихся то одно, то другое правило, пользуясь этими кругами. Выбор круга остается за учителем. Как и другие игры, этот круг учитель может использовать для письменных и устных заданий, например, предложить написать ряд предложений с сочетаниями к себе, к нему, к нам и другими, получающимися в результате поворотов кругов. Оценивать играющих можно тремя способами: отдельно за устный ответ, отдельно за письменный или обобщить оба ответа в одну отметку.

Таким образом, использование Грамматического круга на уроке несомненно является одним из эффективных способов закрепления правописания местоимений с частицами и предлогами.