Корунова Елена Владимировна, ведущий специалист
ведущий специалист
Репутация 455
23.05.2016

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Федеральный закон 44-ФЗ продолжает совершенствоваться. Министерством экономического развития РФ публикуются документы для лучшего понимания отдельных его статей. Но, рекомендации министерства носят разъяснительный характер, не имеют юридической силы и даже не имеют полномочия по разъяснению законодательства РФ.

По мнению опытных юристов сейчас в стране наблюдается неэффективное законодательное регулирование в закупочной деятельности. У специалистов контрактной службы заказчика голова идёт кругом от объема часто противоречивой информации.

Контролирующие органы

Чтобы юридически обезопасить себя, заказчик в первую очередь обязан соблюдать закон о контрактной системе. Если действия контрактной службы не противоречат статьям закона, всегда есть возможность защититься перед контролирующими органами.

Каждый муниципальный заказчик знает, что закон 44-ФЗ определяет четыре вида контроля:

  1. муниципальный
  2. ведомственный
  3. контроль заказчика
  4. общественный

1. Плановые проверки заказчиков муниципальных учреждений проводят органы местной администрации. Чаще всего это контрольные комитеты, финансовые комитеты и отделы казначейства. Казначейский контроль начнёт действовать только с 2017 года. Перечень всех контролирующих органов приведён в статье 99 Федерального закона 44-ФЗ.

У всех контрактных работников на слуху аббревиатура ФАС, федеральная антимонопольная служба. Цель деятельности ФАС следует из названия. Служба стоит на стороне исполнителей.

Важно помнить, что поставщики обращаются в антимонопольную службу с жалобами, которая четко реагирует. Полномочия этой федеральной организация велики, и на внеплановые проверки. Привлекает ФАС к административной ответственности и по результатам проверки контрольного органа, который обязан сообщить о нарушении.

2. Порядок ведомственного контроля: вышестоящие организации оценивают порядок проведения закупок у подведомственных им учреждений.

3. Заказчики контролируют как поставщики исполняют контракт.

4. Одна из целей принятия закона - борьба с коррупцией. Статья 102 в части 1,2,3 закона 44-ФЗ позволяет гражданам, общественным контролёрам проводить проверки заказчиков и даже напрямую отправлять жалобы в ФАС России.

Коррупционер – это чиновник, во власти которого применять нормативные акты не единообразно. Закон 44-ФЗ именно его лишает этой свободы. Какие коррупционные факторы можно выявить у городских учреждений, если все они являются юридическими лицами? Но раз лозунг актуален, каждый в каждом ищет признаки коррупции.

Поговорка «кто ищет, тот всегда найдёт» при проверке всегда победит другую «не ошибается, кто ничего не делает». Не только свои ошибки обогащают профессиональный опыт, в судебной практике есть и чужие. С ними надо знакомиться и брать на вооружение. Никогда не стоит пренебрегать мнением коллег, специалистов, экспертов в сфере закупок.