Корунова Елена Владимировна, ведущий специалист
ведущий специалист
Репутация 455
06.06.2016

ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН - ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ СПОСОБ ЗАКУПОК

Слова «продано» после удара деревянного молотка, связываются с аукционом, знакомым из кино, литературы. Торги прочно закрепились в повседневной реалии, никто на постсоветском пространстве уже не удивляется при слове аукцион.

Исторический взгляд

Возникшие в Европе XVII века аукционы, продолжают своё шествие по планете. Знаменитые Кристис, Сотбис, появившись в восемнадцатом веке, крепко удерживают основную долю продажи предметов роскоши, искусства. Еще Екатерина Вторая приобрела на аукционе Кристис коллекцию картин. Ныне, Сотбис считается у русских коллекционеров своим.

Даже в советский период на внешнем рынке, государство продавало сырьё, закупало продукцию с помощью торгов. В сумбурные девяностые года ХХ века, Россия с молотка теряла целые заводы. Современный порядок аукциона описывается Гражданским кодексом РФ, его первой частью.

Информация для заказчиков

Аукцион, покоряя виртуальное пространство, потеряв лицитатора со своим молоточком, сохранил многое от прежних времён. Остались регламент, термины: лот, задаток, шаг аукциона, начальная цена. Как и прежде, электронные аукционы бывают:

  • открытые
  • закрытые, когда конкретные участники приглашены заказчиком

По порядку установления цены:

  • с повышением, победитель тот, кто предлагает наивысшую цену
  • с понижением, победитель определяется по наименьшей цене

Федеральный закон 44-ФЗ использует чаще второй вариант, статья 59. Аукцион в электронной форме самый распространенный вид конкурентных закупок сферы государственных закупок.

Есть важное условие для его проведения - закупаемый товар, работа, услуга должны входить в утвержденный правительством перечень товаров и услуг, закупку которых ни в коем случае нельзя проводить через конкурс! Если требуемого товара нет в утвержденном перечне, его всё равно можно приобретать через электронный аукцион. По значению начальной цены нет ограничений.

Электронные торги

Приступая к электронным торгам, нужно создать закупочную комиссию и зарегистрироваться на электронной площадке.

Публикуется извещение в единой информационной сети, оно приглашает заинтересованных покупателей принять участие на торгах, и подробно информирует о закупке. Срок подачи заявок на участие в торговой игре, до 7 или 15 дней, зависит от суммы контракта, меньше или больше 3 миллионов соответственно. Наполнение содержания извещения подробно описывается в статьях 42 и 63 Федерального закона 44-ФЗ.

Заказчик в назначенный срок рассматривает первые части заявок участников для того, чтобы допустить, равно не допустить их до аукциона. Для отклонения нужны веские причины. Помним об УФАС, штрафах за необоснованное отклонение.

Роль аукциониста исполняет оператор электронной площадки по сценарию гражданского законодательства. На выходе мы, заказчики, получаем протокол и рассматриваем вторые части заявок участников. На этом этапе опять нужно помнить про грозный УФАС.

Результат действий оформляется протоколом подведения итогов. Он публикуется аукционистом следующим днем. Торги завершены.