Галина Гимашева, психолог
психолог
Репутация 705
22.06.2016

Раннее речевое развитие ребенка: плюс или минус

Совершенно не претендуя на роль глашатая истины, я глубоко уверена в том, что речевое развитие ребенка – это дело природы, не воспитателей и не родителей. Сформировался артикуляционный аппарат – ребенок начнет говорить свои «ляпы» и «тяпы»; есть задержка в развитии – вы будете ждать первого слова долго, беспокоясь иногда совсем напрасно.

Те, кто уверяет, что ранее появление осознанной речи означает правильное гармоничное развитие ребенка, ошибаются в одном важном аспекте – «говорить» не значит «понимать»! Речь является инструментом общения, при этом взрослые понимают, что они говорят, кому и в каких обстоятельствах. Если взрослый человек не понимает, что можно, а что нельзя говорить в некоторых обстоятельствах – это проблема медиков и полиции.

Ребенок, начавший рано повторять за взрослыми слова и фразы, не может понимать, что нельзя «тетю Дашу» называть так, как в порыве гнева ее назвала мама. Если вы намерены рано научить ребенка говорить слова при условии отсутствия патологий развития органов артикуляции, то вся ответственность за правильное использование выученных слов ребенком будет лежать на вас! Говоря о ком-нибудь «вот ведь какой вредный тип, ни за что вперед не пропустил» (часто можно услышать в речи взрослых подобные выражения, верно?!), вы даете ребенку карт-бланш на использование подобных выражений. В ответ нелицеприятные высказывания будут в адрес вас и вашего ребенка – надо ли это вам?

В норме к трем годам ребенок начинает активно пользоваться лепетной (искаженной) речью, называя предметы словами, которые схожи по звучанию с правильным названием. Но социальный аспект остается…. Представьте ситуацию, которая легко может случиться при вашей несдержанности и любви к ярким эпитетам: Вы с малышом идете домой, а навстречу сосед, который держит собаку, и всегда выгуливает ее в ближайшем парке. Вы в разговоре с супругом (-ой) назвали его «козлом, который собак любит больше людей». Ребенок это слышал. Сосед здоровается с вами и малышом, а в ответ слышит из уст ребенка: «Недобрый вечер. Это опять тот козел….(ну, и так далее)». Неприятно вам, неприятно соседу.

Так благо или вред дает еще более раннее речевое развитие ребенка? Решать, несомненно, вам – это же вы говорите при ребенке, выражаете свои мысли и мнение.