Екатерина Игнатенко, маркетолог
маркетолог
Репутация 705
11.06.2016

План маркетинга или "как не упасть в грязь лицом новичку".

План маркетинга - звучит эта фраза страшно для новичка...и вызывает ухмылку руководства. Очень часто перед новым сотрудником отдела маркетинга становится вопрос о создании плана маркетинга и зачастую этот план должен быть оперативным, то есть составляться на год. Единственной главной проблемой здесь является то, о каком годе идет речь - о финансовой или календарном, о фактически сезонном или же просто от какой либо новой точки отсчета. Как правило, под план маркетинга составляется бюджет, НО если бюджет а год уже утвержден, то специалисту придется "плясать" от имеющегося бюджета...

Итак, для начала разберем по пунктам, что же в себя включает план маркетинга:

1. Итог за прошлый год/сезон/период. Подвести итоги основных показателей работы предприятия. Определить основную миссию фирмы, расписать целевую аудиторию и конкурентов (для общей картины).

2. SWOT-анализ - главное здесь это объективная оценка (маркетинговый аудит) и реальные предложения в развитии целевых рынков. В идеале, на мой взгляд, проводить так же в обязательном порядке PEST-анализ. Во-первых, это повысит вашу значимость как специалиста в глазах руководства, а во-вторых, вам же легче будет делать оценку и реальные прогнозы, плюс вникните в сферу бизнеса, уж лучше сразу потратить на это время, чем потом кусками урывать эту же информацию, но во время текущей срочной работы.

3. Главная цель и промежуточные (количественные цели в области продаж, в освоении рынков, в области продвижения).

4. Программа маркетинговых действий. Здесь может быть что угодно в зависимости от специфики работы предприятия. Например:

- аналитическая функция: анализ цен, конкурентов, клиентов, продаж, эффективность рекламных мероприятий;

- план работ с менеджерами: распределение взаимных обязанностей и отчетность по событийным мероприятиям;

- программа повышения лояльности клиентов: ценовое позиционирование (общие цены, скидки или акции, рассрочки), сервисное обслуживание клиентов или товаров;

- программа продвижения товаров/услуг: интернет-маркетинг, рекламная печатная и сувенирная продукция, наружная реклама, выставочная деятельность;

- PR-мероприятия.

5. Бюджет маркетинга: помесячно и по пунктам из программы маркетинговых действий. Не забудьте запланировать резервные деньги, которые могут понадобятся в случае отхождения от плана маркетинга, что зачастую и бывает...

СОВЕТ: ведите помесячный отчет реализации Плана маркетинга на предприятии, так как руководитель может потребовать подобный отчет и вот тогда, особенно новички, начинают невероятно суетится и не понимают, а как же отчет этот предоставить, а главное ЧТО в нем должно быть. А надо завести 2 таблицы, можно даже в Excel, в одной будет - программа маркетинговых действий с пометками что выполнено и в какие сроки (а если не выполнено-причина), а вторая - бюджет, где составить сравнительную таблицу помесячную с запланированными тратами и фактическими. Во-первых, такое ведение отчетности вам поможет самостоятельно оценить собственный труд и даст возможность внести корректировки, если это необходимо, а во-вторых, вам все равно придется отчитываться, а вот быстро и точно подготовить отчет будет не так просто (уж по собственному опыту знаю). И главный момент: сразу обсудите с руководством как будет выглядеть отчет по эффективности рекламы или событийных мероприятий, потому как здесь вопрос очень деликатный и у многих вызывает нереальные споры, где в итоге маркетологу приходится не сладко!

План маркетинга не так сложен, как может показаться на первый взгляд, но этот документ самый важный в работе маркетолога, поэтому к его созданию надо подходить вдумчиво и ответственно. И в идеале, прежде чем ваять план маркетинга с нуля (если таковые не имелись раньше), изучите хотя бы стратегические планы самого предприятия и общайтесь с коллегами, так как возможно они уже полны хороших идей!