Паршин Алексей Викторович, Руководитель проектов
Руководитель проектов
Репутация 1882
05.07.2016

Обучение и стажировка в Германии

Как было обещано в предыдущей статье, на этот раз расскажу о своём опыте учёбы, проживания и путешествия по Германии, включая несколько забавных эпизодов из местного быта. Надеюсь, что это окажется интересным и полезным для читателей блога, потому что культурная адаптация в новой среде порой важнее для бизнеса, чем теоретический багаж знаний. Напомню, что по результатам первичного обучения на базе российской организации с привлечением немецких специалистов несколько руководителей получили приглашение от Департамента образования ФРГ для продолжения знакомства с европейской практикой бизнеса. На мой вопрос, зачем немцы тратят значительные средства для натаскивания русских специалистов, руководитель федеральной программы ответил, что Россия – обширнейший рынок сбыта, поэтому Германия заинтересована в стабильном и цивилизованном бизнесе с восточным соседом.

В нашей учебной группе я оказался самым молодым и, возможно, благодаря этому, наиболее продвинутым. Конечно, сказалась как теоретическая подготовка, полученная в Космическом Центре имени Хруничева, так и практика работы с иностранными партнёрами. Первым этапом нашей стажировки оказалась ежегодная Ганноверская ярмарка, на которой свою продукцию и услуги представляли более семи тысяч компаний со всего мира из самых разных отраслей промышленности. После нескольких коротких презентаций, организованных специально для нас, мы были отпущены в свободное плавание по павильонам. И тут мои старшие товарищи «поплыли», им сразу понадобились переводчики и моральная поддержка.

Поняв, что так в бизнесе не преуспеть, многие смекнули, что можно поживиться хотя бы сувенирами. Напрасно иностранцы грудью защищали свои стенды, приматывая изолентой образцы продукции к столам. Поток коллективного разума захлёстывал буржуйские павильоны, сметая и унося с собой всё, что только можно было отодрать. Один из коллег, набравший на выставке больше всех сувениров, заметил: «Немецкие посетители нам не конкуренты. Что могут эти жалкие любители противопоставить нам, профессионалам халявы?!» Не скрою, что и сам не избежал общего ажиотажа. Правда действовал иначе – начинал с солидным видом интересоваться продукцией, после чего получал приглашение на чашечку кофе в кулуары, обменивался визитками, обсуждал перспективы возможного сотрудничества и в результате уносил не только интересные предложения, но и пакет с корпоративными подарками.

Плодотворно поработав на ярмарке, мы отправились к следующему месту дислокации в Дрезден, при этом в поезде произошла характерная сцена. В вагоне ехали немец, негритянка, два турка и азиатская парочка, когда ввалилась наша шумная компания, среди которой выделялись колоритной южной внешностью узбек и еврей. Немец долго морщился, потом спросил у кондуктора, есть ли вообще в поезде другие немцы, и демонстративно перешёл в соседний вагон. На следующей остановке сошла негритянка и азиаты, а турок высадили за безбилетный проезд. «Шесть-ноль в пользу нас, русских!» - довольно заметил наш камрад по имени Саид-Азим Рустамович, а геноссе Яков Наумович его горячо поддержал.

И вот мы на основной учебной базе компании BBO (Bildungs und Beratungsgesellschaft fur Osteuropa) в замечательном старинном городе Дрездене. На занятиях группу готовили к третьему этапу стажировки, когда слушателям предстояло разъехаться по разным городам Германии для самостоятельного знакомства с компаниями, имеющими обоюдный интерес в бизнесе с русскими. Для облегчения процесса адаптации были предусмотрены обучающие занятия по иностранным языкам, международным правилам ведения деловых переговоров, знакомству с компьютерными технологиями для маркетинга, обзор научно-технических европейских программ.

Надо отметить, что после сильного старта в Москве, где русские преподаватели продемонстрировали высочайшую квалификацию, немецкие специалисты обучения выглядели послабее. Особенно разочаровал меня обещанный профессор-полиглот, который действительно знал шесть или семь языков, но все на уровне средней школы. Зато нам была организована прекрасная культурная программа с посещением дворцово-паркового комплекса Цвингер, в котором находится Дрезденская галерея, и выезд на природу в так называемую Саксонскую Швейцарию с прекрасными горными ландшафтами и старинными замками. Последнюю я особенно настоятельно советую посетить оказавшимся в тех местах.

Но пришла пора переходить к завершающему этапу – отправляться в Берлин, в Институт космических исследований Аэрокосмического центра Германии DLR (Deutsches Zentrum für Luft), который по воле судьбы через несколько лет станет моим основным заказчиком. Там мне удалось пробиться к исполнительному директору, который дал ознакомительный обзор структуры отрасли, существующих в ней связей и взаимоотношений, что очень пригодилось в последующей работе, о чём расскажу в одной из будущих статей.

Особой удачей оказалось случайное совпадение моего пребывания в Берлине со сроками проведения Международного авиа- и аэрокосмического салона ILA (Internationale Luft- und Raumfahrtausstellung Berlin) в аэропорту Шёнефельд. Здесь уже было, что посмотреть и с кем пообщаться непосредственно по моей сфере интересов. Характерно, что на выставке впервые встретил некоторых коллег как из нашей фирмы, так и Даймлер-Бенц Аэроспейс, с которыми потом работал многие годы по проекту ракетного комплекса «Рокот».

Выводы после стажировки в Германии последовали следующие:

  • Обучение заграницей даёт более широкий кругозор, навыки общения, понимание иностранного менталитета, но фундаментальные знания вполне можно получить в России;
  • Для успешного обучения за рубежом обязательно необходима базовая подготовка не только по специальности, но и по владению языком, деловым этикетом, знанию местной культуры и бытовых реалий;
  • Эффективность обучения заметно повышается, если сопровождается практическим знакомством с бизнесом, социально-культурными мероприятиями, участием в семинарах и выставках, так как появляется возможность широкого общения и налаживания полезных связей.