Паршин Алексей Викторович, Руководитель проектов
Руководитель проектов
Репутация 1882
16.07.2016

Обучение и жизнь в Англии

Как выяснилось, я не зря всеми силами отлынивал от поездки на заграничную стажировку по Президентской программе. Отдел технического обучения Космического центра имени М.В.Хруничева примерно в это же время вёл переговоры с Бизнес-школой при Кингстонском университете. Одновременно Совет молодых учёных и специалистов совместно с кадровыми службами проводил отбор и подготовку первой группы учащихся. Возглавить эту делегацию поручили мне, как наиболее бывалому путешественнику и руководителю. Определись я к этому моменту с поездкой по Президентской программе, конечно, на два длительных мероприятия подряд начальство меня бы не отпустило, потому что работать тоже кому-то надо.

Если обучение в Германии во многом напоминало экскурсионную поездку, когда мы были всемерно окружены заботой организаторов, то в Англии приходилось трудновато по нескольким причинам. Во-первых, из каких-то соображений нас разместили не в кампусе университета, а по частным домам, расположенным друг от друга в нескольких километрах. Из дюжины моих подопечных я хорошо знал только одного человека, остальных пару раз мельком видел на предварительных инструктажах. Мобильные гаджеты в то время были малодоступны, а стационарными телефонами большинство хозяев пользоваться не разрешало. То есть оперативной связи друг с другом, а тем более с Москвой мы не имели.

Жить нам предстояло в предместье Лондона, городке Кингстон-на-Темзе, том самом, откуда начали своё знаменитое литературное путешествие в лодке три джентльмена и собака. Сразу из аэропорта Хитроу нас развезли по адресам и высадили у подъездов. Когда я позвонил в дверь, то открыл какой-то азиатский человек, сообщивший, что хозяйки дома нет, а про меня он ничего не знает. Сел я устало на ступеньки и пригорюнился. Впрочем, не прошло и часа, как появилась флегматичная женщина средних лет и пригласила меня в дом. Возможно, кому-то придётся тоже снимать комнату в английском городке, поэтому расскажу об этом подробнее.

Классические квартиры у англичан расположены не как у нас, а по вертикали. То есть на первом этаже находились прихожая и кухня. В кухне был небольшой загончик, в котором сидело два довольно вонючих пса, внешне похожих на овечек. Вверх шла винтовая лестница, на которой были разбросаны предметы туалета, постельные принадлежности и тому подобные вещи. Этажом выше находились апартаменты хозяйки, куда ходить не предполагалось. А помещения под крышей сдавались в аренду студентам. Мне досталась комната, когда-то служившая детской – всюду мишки, лошадки, гномы всякие. Вызывало недоумение отсутствие запора на двери и полотенца. Мои явно завышенные запросы привели хозяйку в недоумение, и она поинтересовалась, на кой мне тут закрываться. А полотенце леди извлекла из кучи мятого белья на лестнице.

На этаже находились гостевые ванная комната и туалет (тоже без задвижек). Водопровод, как водится в Альбионе, оказался без смесителя, но я наловчился при умывании быстро перемещать руки от холодной воды к горячей. Затыкать раковину, заполнять её водой и в ней плескаться по местным традициям заставить себя так и не смог. Рядом жили несколько молодых ребят откуда-то из Юго-восточной Азии, с ними мы практически не пересекались и не разговаривали. Но когда они начинали на кухне готовить свои национальные блюда, дух стоял такой, что хоть святых выноси. Гостей хозяйка водить категорически запретила, так что с коллегами мы могли общаться только на нейтральной территории.

За организационные вопросы курса обучения отвечал один местный предприимчивый армянин, не сильно себя утруждавший вопросами опеки студентов. Сейчас бы я привёз с собой контракт на услуги и строго спрашивал по всем пунктам, но в те времена я был менее опытен и более доверчив. Тем не менее, несколько раз приходилось требовать более чёткого выполнения обязательств, хотя я их сам точно не знал. Например, одних студентов хозяева квартир кормили завтраком, а других нет. Пришлось потребовать справедливости в обеспечении питанием. Каждую неделю стали выдавать по большому пакету с мюслями, йогуртами и прочими лёгкими закусками. А вот обещанных бесплатных экскурсий на выходные получить не удалось. Хотя автобус, экскурсовода, и организацию билетов я пробил, всё это обеспечивали соотечественники нашего куратора за дополнительные деньги. В конце концов, мы отказались от их услуг и стали в уикенд путешествовать сами.

Обучение нашей группе давалось довольно тяжело. Велось оно только на английском языке, которым свободно владели далеко не все, да ещё по специфическим предметам с соответствующей лексикой. Никаких скидок при этом нам не делалось. Занятия продолжались в течение всего дня, то есть я покидал своё жилище в восемь утра и, в лучшем случае, в восемь вечера возвращался. Во время урока вполне могли вызвать к доске и предложить провести расчёт какой-нибудь экономической эффективности вымышленного предприятия. Если мужчины-преподаватели вели себя дружелюбно, то среди женщин встречались и высокомерные, и грубые. После того, как одна позволила себе накричать на наших девчонок за хихиканье на уроке, пришлось поставить её на место.

Читаемый курс международного менеджмента включал такие предметы, как:

  • Деловая бизнес-среда;
  • Управление финансовыми ресурсами;
  • Управление кадровыми ресурсами;
  • Развитие персонала;
  • Маркетинг;
  • Операционный менеджмент;
  • Информационный менеджмент;
  • Компьютерная бизнес-имитация (деловая игра);
  • Защита курсовой работы (по группам);
  • Посещение ведущих научно-промышленных предприятий

К сожалению, обучение представляло из себя курс стандартных дисциплин, традиционно преподаваемых в Кингстонском университете, без какой-либо адаптации к нашим нуждам. Преподаватели являлись чистыми теоретиками, не очень хорошо ориентирующимися в реальном бизнесе, особенно, за пределами Великобритании. Самым ценным оказался опыт культурного шока, который мы испытали, будучи внезапно помещёнными в непривычную среду. Причём, все отучились очень достойно. При вручении дипломов директор бизнес-школы сказал, что в его практике мы стали первой группой, которая прошла весь курс без прогулов, инцидентов и с наилучшими результатами.