Паршин Алексей Викторович, Руководитель проектов
Руководитель проектов
Репутация 1882
28.06.2016

Кадровая политика и обучение персонала (продолжение)

На мою удачу, как раз по завершении курсов, упомянутых в предыдущей статье, Министерство оборонной промышленности Российской Федерации совместно с Научно-техническим и информационно-учебным центром ЛАС, Институтом подготовки кадров «Машприбор», Технологическим центром Союза немецких инженеров и Учебно-консультационным объединением для Восточной Европы решило организовать обучение на российско-германских курсах «Управление наукоёмкими производствами». В первую очередь оно предназначалось для руководителей, ведущих специалистов малых и средних предприятий системы Миноборонпрома России, выпускающих исключительно продукцию гражданского применения, а также ведущих специалистов центрального аппарата Министерства и учебных центров, о чём было выпущено соответствующее распоряжение.

Программа обучения была рассчитана на тех, кто, имея специальное техническое образование, занимается организационно-управленческой деятельностью в науке и технике на руководящих должностях, кто уже создал или собирается создать малое предприятие в научно-технической сфере и предполагает успешно работать на международном рынке. Занятия должны были строиться на конкретных примерах отечественного и мирового высокотехнологических производств. Предполагалось, что слушатели в процессе обучения получают консультации по проблемам собственных производств у российских и немецких экспертов. Предоставлялся большой объём специально подготовленных учебных пособий, а по окончании курса – международный сертификат.

Первая фаза программы предполагала два месяца попеременно очного и заочного обучения на отечественной территории, но с привлечением опытных преподавателей из Германии. Предметы изучения были следующие:

  • Менеджмент

- Современные проблемы теории и практики менеджмента;

- Международный менеджмент – деловое сотрудничество с Европейским сообществом;

- Социально-психологическое тестирование;

- Деловая этика и деловое общение. Практика ведения переговоров;

- Деловая игра «Управление фирмой»;

- Контроллинг на предприятии;

- Управление фирмой, специализирующейся в области НИОКР и высокотехнологического производства;

- Управление качеством. Европейские стандарты и нормы;

- Основы управления персоналом

  • Маркетинг

- Основы маркетинга и стимулирование продажи наукоёмкой продукции;

- Разработка рекламных компаний для научно-технической продукции

  • Правовое регулирование экономики

- Основы налоговой системы России;

- Особенности структурной перестройки конверсионных предприятий;

- Проблемы приватизации в системе Гособоронпрома;

- Таможенные правила ввоза и вывоза наукоёмкой продукции;

- Предприятие и предприниматель в рыночном хозяйстве;

- Предпринимательство в Германии, поддержка малого и среднего бизнеса

  • Управление НИОКР

- Особенности патентования в России и за рубежом;

- Особенности управления проектами;

- Разработка бизнес-плана;

- Защита интеллектуальной собственности;

- Особенности инвестиций в наукоёмкие технологии;

- Международное научно-техническое сотрудничество в Европе

  • Рынок высоких технологий

- Рынок высоких технологий. Структура и эволюция;

- Проблемы управления конверсионными предприятиями

  • Управление финансами в условиях рыночной экономики
  • Иностранный язык. Теория и практика общения (английский или немецкий)

Возможно, кто-то из читателей статьи задастся вопросом – для чего так подробно описан учебный план и перечислены предметы. Дело в том, что из всех многочисленных курсов, которые довелось пройти автору, именно этот был оптимальным по соотношению качество знаний/трудовые и временные затраты. Несмотря на то, что я единственный из слушателей представлял гиганта оборонно-космического машиностроения, что не вполне совпадало с целями организаторов, сочетание универсальности знаний с индивидуальным подходом оказалось исключительно плодотворным.

Данное обучение заметно отличались от стандартных программ бизнес-школ или международных курсов менеджмента, предлагаемых как классическими университетами, так и различными коммерческими конторами, которых расплодилось множество. Самое важное, что организаторы хорошо представляли свой контингент слушателей – научных работников, занимающихся внедрением своих разработок и их коммерческим использованием, желающих найти новые пути и возможности. Все учащиеся имели хорошую техническую подготовку, высокий профессионализм в конкретных областях науки и техники, но относительно слабое представление о механизмах продвижения своей продукции на мировом рынке.

Работа шла не только от преподавателя к студентам, большое внимание уделялось обратной связи. Каждый имел возможность поделиться личным уникальным опытом и вынести на общее обсуждение проблемы своего предприятия. При этом очень высокие требования предъявлялись к преподавателям и приглашённым экспертам. Занятия на курсе проводили более двадцати специалистов, что заметно превышало число слушателей (в группе нас оказалось всего одиннадцать человек). Учитывалась наша загруженность, как руководителей, многообразие проблем, которые необходимо было решать, а, следовательно, отслеживать и знать. Исходя из этого строилось содержание и оптимальная последовательность очно-заочного обучения.

Первый этап обучения завершался собеседованием (в том числе, на знание иностранного языка), подготовкой коммерческого предложения для сотрудничества с немецкой фирмой или институтом с целью продвижения собственной или проведения совместной разработки, а также презентацией соответствующего бизнес-плана. В результате из нашей и без того маленькой группы сумели защититься и, соответственно, выйти на второй этап только шесть человек, причём отличную оценку получил только ваш покорный слуга. О том, как мы продолжали учиться в Германии, будет рассказано в следующей статье.