Паршин Алексей Викторович, Руководитель проектов
Руководитель проектов
Репутация 1882
10.07.2016

Кадровая политика и обучение персонала (продолжение)

В конце 90-х годов Президент Б.Н.Ельцин взялся за осуществление Государственной программы по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. В числе нескольких молодых руководителей я был выдвинут от Космического центра имени Хруничева. Предполагалось, что после проведения собеседования, тестирования, деловых игр произойдёт более строгий отбор, и счастливчики отправятся на стажировки в зарубежные компании. После той подготовки, которую я проходил перед поездкой в Германию, президентская программа произвела впечатление спонтанности и непрофессионализма организации. Люди, которые пытались нас проверять, не обладали необходимыми знаниями и навыками, зато пребывали в состоянии нервозности и несобранности. Не было единого интерфейса и центра координации, просто периодически мне просто звонили разные девушки и просили прийти на то или иное отборочное мероприятие.

Наконец по результатам были объявлены счастливчики, которых пригласили в Белый дом на встречу за круглым столом с Борисом Немцовым, который на тот момент занимал пост первого вице-премьера РФ и курировал президентских выдвиженцев. Человеком я был довольно дерзким, сел рядом молодым реформатором и засыпал его вопросами о ближайших политических и экономических перспективах развития отечественной индустрии. Было заметно, что высокопоставленный чиновник на серьёзный разговор не настроен, он строго указал мне на недопустимость утопизма, волюнтаризма, забегания вперёд и тому подобное. Зато меня заметил будущий пресс-секретарь президента Дмитрий Якушкин, который делал репортаж для центрального телевидения, и предложил дать интервью. Я высказался в том духе, что зарубежный опыт совершенно необходим, но он бесполезен без глубокого знания и учёта местных реалий.

В целом у меня сложилось предубеждение против участия в этой государственной программе, хотя и отказываться было неудобно. Время от времени меня вызывали в какие-то непонятные посреднические организации, просили заполнить бесконечные анкеты, потом предлагали варианты, от которых я старался уклониться. Во-первых, обогащённый опытом предыдущего обучения заграницей, я понимал, что хорошая эффективность обеспечивается тщательной проработкой и предварительной координацией всех деталей. Во-вторых, компании для стажировки предлагались никак не соответствующие моему профилю. В-третьих, не хотелось ехать в предлагаемые Германию или в США на длительный срок по семейным обстоятельствам, тем более с этими странами я и так активно работал, часто бывая там в командировках.

Примерно в это же время кадровое руководство Космического центра имени Хруничева тоже решило не отставать от государственных инициатив по подготовке и выдвижению молодёжи. Была разработана и утверждена «Комплексная программа работы с молодёжью» на период пять лет. Ниже приведу несколько положений, которые считаю наиболее интересными и важными в контексте освещаемой темы:

  1. Создать Совет молодых учёных и специалистов, основной функцией которого должно стать повышение производственной активности молодых учёных и специалистов, выявление их творческого и организаторского потенциала, участие в научной и производственной деятельности ГКНПЦ;
  2. Обеспечить заключение трудовых контрактов с молодыми специалистами, предусматривающих материальное стимулирование их труда, создание условий для профессионального роста и другие льготы, формирующие мотивацию молодого работника на перспективную длительную работу в Космическом центре;
  3. Создать Школу и разработать программу по обучению лиц, состоящих в резерве на выдвижение, на базе ведущих ВУЗов страны, активно использовать такие формы, как стажировка на ведущих российских и зарубежных предприятиях, в ведущих российских и зарубежных ВУЗах, в то числе по международным программам обучения российских специалистов, деловым играм, психологическим тренингам, экспертным оценкам;
  4. Направлять на стажировку в зарубежные фирмы аэрокосмического профиля наиболее перспективных молодых специалистов до 40 человек ежегодно по специальному плану обучения;
  5. С целью повышения квалификации молодых специалистов осуществить:
  • Обучение современным методам организации и управления производством, современным методам проектирования, новейшим технологиям в различных направлениях по специальному разделу Комплексного плана подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечив 100%-й охват молодых специалистов;
  • Обучение молодых специалистов, выдвинутых в резерв на замещение руководящих кадров в академиях, университетах и других организациях с последующей стажировкой на зарубежных фирмах (согласно утверждённому резерву);
  • Обучить молодых специалистов иностранному языку согласно ежегодной потребности и заявкам подразделений Космического центра.

В результате руководством мне было поручено вновь сформировать почти после десятилетнего перерыва Совет молодых учёных и специалистов и организовать его деятельность, за что я и взялся с большим удовольствием. Самым важным в работе Совета было проведение научно-технических конференций, которые проходили в течение недели, но подготовка велась практически в течение всего года. Это позволяло осознать и оценить реальную ситуацию с молодёжью, её активность, наличие людей талантливых в научном либо организационном плане, понять имеющиеся интересы и проблемы.

Конечно, только крупным компаниям под силу реализовать предложенный алгоритм. Однако все ли сегодня понимают важность и значение подобной самодеятельности сотрудников при поддержке администрации? Не стоит забывать опыт, накопленный в период социалистического развития страны. Общественные организации, подобные Совету молодых специалистов, являются серьёзным внутренним ресурсом, который может работать на энтузиазме в условиях ограниченности средств.